Не бензином единым или чем еще можно заправлять авто

27 марта 2015
Не бензином единым или чем еще можно заправлять авто

На заре автомобилестроения маломощные, но простые и неприхотливые двигатели внутреннего сгорания потребляли практически любое жидкое топливо. Отсутствие в те времена современных развитых сетей автозаправочных станций заставляло автомобилистов лить в бак своего автомобиля и керосин, и растворитель, и даже горючее средство от грызунов.

Современные автолюбители, особенно жители европейских стран, гораздо реже сталкиваются с подобными трудностями. Правда, владельцы автомобилей, проживающие на территории постсоветских государств, зачастую возят в багажнике своего авто небольшую канистру или обычную двухлитровую пластиковую бутылку с бензином, и такая предусмотрительность не раз выручала их в сложной ситуации.

Однако, что делать, если запас бензина израсходован, а до ближайшей заправки не дойти с канистрой в руках? Может ли современный автомобиль проехать определенное расстояние, используя в качестве топлива горючие жидкости, которые можно легко достать в любой деревне, и насколько это отразится на работе современного двигателя?

Для осуществления эксперимента топливная система оснащенной впрыском «Нивы» была несколько модернизирована, так что топливо стало поступать из небольшого порционного бачка, расположенного непосредственно под капотом. В паре с новым «бензобаком» был установлен и отдельный топливный насос. С одной стороны, это обеспечило чистоту эксперимента, исключая попадание в тестовые горючие жидкости остатков бензина. С другой стороны, оставляло возможность завести автомобиль на привычном бензине, если ни одна из испытываемых жидкостей не сработает.

В качестве возможных заменителей бензина были избранны керосин, скипидар, две марки растворителя, ацетон, пропан-бутан, дизтопливо и различные алкогольные напитки с высоким содержанием спирта. Не обошли вниманием и так называемую «незамерзайку», которая неплохо горит за счет высокого содержания различных спиртов. Перед испытанием каждого нового вида топлива остатки старого топлива в системе тщательно вымывались.

Автомобиль должен был проехать на тестируемом нештатном топливе 1 километр пути.

В качестве измерительной аппаратуры использовался мотор-тестер «Автоасс». Уровень оптимальности топлива определялся по продолжительности впрыска, а мощность оценивалась с помощью измерение времени достижения двигателем 3000 об/мин.

Впрочем, личные впечатления от поведения автомобильного двигателя получились куда интереснее и полнее точных, но сухих показаний приборов, а со стороны особое впечатление производила «Нива» в тестовом забеге на сжиженном газе – идущий из салона в моторный отсек резиновый шланг, болтающийся под напором встречного ветра - зрелище не для слабонервных.


Керосин

Продукт перегонки нефти, ранее широко применявшийся как в осветительных приборах, так и в авиации, двигатель отечественной «Нивы» принял, хотя и с легким неудовольствием. Холостой «керосиновый» ход нареканий не вызвал – двигатель работал ровно, не дымил и не глох. Разгон сопровождался легкой детонацией, как будто в бак залили некачественный низкооктановый 92-й. Автомобиль, разумеется, потерял в динамике, но не слишком значительно, так что удалось без особых проблем включить четвертую передачу. Правда, после остывания автомобиль с трудом удалось завести, так что при минусовой температуре пуск двигателя на керосине может стать невозможным.

Словом, керосин вполне можно рассматривать, как внештатное резервное топливо.


Скипидар

Этот вид суррогатного топлива удивил запахом выхлопа, ведь даже современные гибридные авто не могут похвастаться запахом хвои из выхлопной трубы. Двигатель на скипидаре работает без малейшей детонации, не глохнет, да и заводится легко. Единственный большой минус – мощность двигателя заметно упала.


Растворитель

Жидкость, отлично справляющаяся с пятнами краски, в качестве топлива вряд ли годится. Двигатель потребляет растворитель через силу, обороты на холостом ходу остались низкими даже после регулировки тросика дроссельной заслонки. В движении машина вялая, на четвертую передачу не удалось перейти, даже максимально вдавив педаль газа.

К тому же, расход топлива просто огромен - растворитель утекает из бачка на глазах. Густой белый дым выхлопа дополняет картину.


Ацетон

Ацетон оказался несколько лучшим топливом, чем растворитель. Несмотря на то, что обороты не достигают оптимального значения, едет машина увереннее, чем на растворителе. Периодически можно переходить на четвертую передачу. Мотор работает практически без детонации и не дымит. Однако, высокая летучесть ацетона приводит к образованию паровых пробок, так что приходится периодически останавливаться и охлаждать рампу, поливая ее водой.

Расход ацетона получается высоким, не ниже, чем растворителя. Однако за неимением лучших вариантов топлива небольшое расстояние можно проехать и на ацетоне.


Дизельное топливо

С дизтопливом рассчитанный на бензин двигатель «Нивы» не справился. Свечи сразу после подачи топлива засоряются, так что не наблюдается даже отдельных детонаций.

Разбавление дизеля бензином дает определенный результат только в пропорции один к одному. Двигатель наконец заводится, и автомобиль проезжает контрольный круг. Обороты держаться не выше 4000 в минуту, двигатель постоянно норовит заглохнуть, так что приходится «поддавать газу».
Кстати, обязательное последствие такого эксперимента - полная смена масла. Несгоревшее дизельное топливо попадает в поддон и загрязняет моторное масло.


Этиловый спирт

Впрысковому двигателю, вопреки ожиданиям, спирт не понравился. Система подачи топлива не смогла компенсировать низкую относительно бензина теплотворную способность этилового спирта повышением количества подаваемого топлива. Так что двигатель завелся, автомобиль проехал положенную тысячу метров, но обороты держались предельно низкие, и двигатель в любой момент мог заглохнуть.

Правда, попытка «напоить» спиртом карбюраторный двигатель принесла определенные плоды. Двигатель удалось относительно нормально работать на спирте, уменьшив подачу воздуха в смесь.

В общем, доехать, используя в качестве топлива этиловый спирт, можно.
Семидесятиградусный абсент показал себя куда хуже. Запустить двигатель, используя его в качестве топлива, удалось, хотя и не с первой попытки. Однако, едва начав набирать обороты, автомобиль заглох, и повторный пуск двигателя удалось осуществить только на бензине. Видимо, форсунки засорились содержащимися в абсенте органическими добавками.

Незамерзающая жидкость, отлично вспыхивающая на воздухе, показала еще более скромный результат. Двигатель, несмотря на несколько отчаянных попыток его запустить, отказался заводиться на «незамерзайке».


Пропан-бутан

Широко используемый в быту для приготовления пищи и обогрева помещений, пропан-бутан оказался годен и в качестве суррогатного топлива для бензинового двигателя. Подача газа из баллона осуществлялась по трубке, присоединенной вместо вентиляционного шланга картера. Благо, диаметр трубки и отверстия для шланга практически идеально совпадали. Двигатель завелся с первой попытки. После помещения газового баллона в салон удалось тронуться и проехать контрольный отрезок. Правда, мощность двигателя сильно упала, и даже на ровном участке включить четвертую передачу не удалось.

Корейский жестяной газовый баллончик с бутаном удалось разместить непосредственно под капотом, но этим удобство его использования по сравнению с пропан - бутановым «дачным» баллоном ограничилось. Горелка, через которую газ поступает в двигатель, охлаждается настолько, что покрывается инеем, так что каждые двести метров необходимо останавливаться и отогревать ее. К тому же, низкая емкость баллона вряд ли позволит проехать на одном больше двух километров.

Результаты эксперимента позволяют смело заявить – бензиновый двигатель может работать, использую в качестве топлива не только бензин, но и практически любую горючую жидкость. Правда, в качестве образцов топлива не были протестированы такие виды топлива, как ракетный гептил, жидкий водород и нитроглицерин, но вряд ли эти опасные и токсичные вещества найдутся в багажнике у среднестатистического автомобилиста или в сельском магазине.

Комментарии (2)
Petrovich # 28 марта 2015 в 17:22 0
Молодцы, хорошо придумали поэкспериментировать с таким набором суррогатного топлива. Хотя, честно говоря, не всегда уверен в качестве топлива на заправках, когда из выхлопной трубы идет запах какого-то денатурата, слабо похожего на бензин. Конечно любой автолюбитель может оказаться в ситуации с пустым баком и тут ваши советы весьма пригодятся. Но я бы всем посоветовал возить с собой пару литров бензина про запас.
Дмитрий # 8 апреля 2015 в 08:56 0
А вот у меня стоит газовое оборудование, заправляю полный балон газа и полный бак бензина, хватает почти на тысячу километров, а так вообще на газе выгодно ездить, да и выхлопов в атмосферу гораздо меньше! А так из всего перечисленного я бы спирт выбрал!