Радиосвязь в автомобиле - пример реализации

4 апреля 2015
Радиосвязь в автомобиле - пример реализации

Здравствуйте всем. Как-то раз, занимаясь антеннами в своем гараже, возникла мысль о том, что могу поделиться знаниями про радиосвязь в целом и оборудование для нее, которое имею я.

Сейчас я расскажу о радиофикации своего автомобиля.

Началось все с СИ-БИ связи. Что это такое? Объясняю: СИ-БИ или Citizen`s Band(на англ.) обозначает диапазон радиочастот, на который не требуется лицензии и регистрации оборудования. Его еще называют "гражданский диапазон", поскольку он свободно может использоваться гражданами. СИ-БИ связь очень популярна у дальнобойщиков.

Итак, после ознакомления с некоторой информацией по выбору оборудования, его монтажу и т.д., был приобретен первый комплект: радиостанция Megajet MJ-600 Turbo
 



И антенна Sirio 5000 Performer.
 




Этим комплектом оборудования я пользовался пол года. Качество не очень устраивало, поэтому пытался доработать сам. Но, в итоге, продал и купил новую радиостанцию, дешевле, однако звук был намного качественней.

Vector VT-27 Comfort
 



Надежная техника с хорошими рабочими показателями.

Затем, набравшись опыта и расширив свои познания, мною была приобретена портативная радиостанция Baofeng UV-5R.


С ней я устанавливал связь со многими: с крыши офиса, с балкона дома. Даже проводил эксперимент с самодельной направленной антенной Уда-Яги на диапазон 144 МГц (2 метра).



Позже была куплена еще одна носимая станция. Ну а после, я приобрел японскую Yaesu VX-6R.
 


И последнее мое приобретение - всеволновой трансивер Yaesu FT-857D.
 


Эта станция покрывает все любительские(и не только) диапазоны. Возможна прослушка номерных радиостанций, вещательных каналов на коротких волнах из Азии и Европы, а также некоторых спецслужб. Стоит отметить, что все это можно делать с помощью си-бишной 2-х метровой антенны.

Этот аппарат отлично себя проявил в полевых условиях с постройкой большой антенны. Ее размеры определяются в зависимости от частоты. Чем ниже частота, тем больше длина волны и, соответственно, больше антенна.

Была удачно проведена голосовая радиосвязь с несколькими странами на разных расстояниях: Украина(1349 км), Италия(3385 км), Владивосток(5409 км), Японией(6405 км). Применялась самодельная антенна Inverted-Vee. Она изображена на первом рисунке.

Недавно случайно узнал, что си-бишную антенну можно применять для подобного по характеристикам волны диапазону 28 МГц(10 метров). И спокойно, находясь в городе, смог установить связь, с помощью обычной СИ-БИ антенной, с несколькими странами. Для согласования антенны с трансивером собираюсь приобрести автотюнер.

Узнав некоторые новые для себя вещи, многие зададутся вопросом - зачем нужна радиосвязь в автомобиле? Ведь, есть же другие средства связи, которые более доступны по цене и просты в использовании(интернет, скайп, Viber и т.д.).

Первое - это интересно. Второе - это такой же тюнинг автомобиля как апгрейд двигателя, либо изменение салона, внешнего вида. Только в данном случае радиосвязь может помочь в самых нестандартных ситуациях. Третье - такое техническое хобби способствует более детальному и всестороннему изучению электрики и работу электроники в частности. Узнаешь при каких условиях радиоволны проходят в атмосфере, какое влияние оказывает сама атмосфера на их прохождение, воздействие солнечной активности и т.д.

Непосредственно в любительской радиосвязи есть несколько так называемых под-дисциплин, например: DXing (установление связи на дальние расстояния), коллекционирование QSL-карточек (бумажные карточки 14*9, которые подтверждают проведение связи), строительство антенн; EME-связи — Earth-Moon-Earth — связи с отражением от Луны и многие другие.


Что дает радиосвязь? Как ее можно использовать на практике?

Это увлечение, которое, помимо удовольствия и дополнительных знаний, может стать помощником о определенных жизненных ситуациях. Если нужно держать связь между автомобилями. Это очень удобно и практично. Радиосвязь есть там, где не всегда присутствует сотовая связь. Особенно она незаменима при дальних поездках за город либо в какие-то "не оскверненные человеком" отдаленные места.

Чтобы понять ее преимущества, приведу один пример.

Допустим, что вы едете с кем-то на двух машинах, куда-нибудь на рыбалку, охоту, природу... и вдруг вам необходимо срочно остановиться. Чтобы не потеряться,нужно сообщить об этом другой машине и дать ориентир остановки.

При наличии мобильного телефона порядок действий, в большинстве случаев, бывает такой.

1) Достать его из кармана. А если он лежит в джинсах и имеет немаленькие размеры, сделать это будет проблематично. Нужно либо остановиться(можно потерять визуальный контакт с другой машиной), либо доставать телефон на ходу(можно куда-нибудь въехать).

2) Взять телефон так как положено.

3) Открыть чехол откидушку(или вытащить из чехла).

4) Разблокировать его.

5) Найти нужный номер телефона.

6) Затем, сделать вызов и ждать соединения.

7) У человека в другом автомобиле начинает звонит телефон.

8) Он делает, практически, те же самые действия, что и звонящий (достать, нормально взять, разблокировать и т.д.).

За это время ориентир оба автомобиля давно проехали и приходиться в телефонном режиме договариваться о совместной остановке. При этом, одной рукой нужно держать телефон, а другой руль. На пересеченной местности разговаривать по телефону и одновременно нормально ехать будет сложно.

Возможна ситуация, когда телефон находится удобном месте, на ухе блютуз-гарнитура и т.п. Однако, если автомобилей будет несколько, нужно определенное время, чтобы всем дозвониться. С радиосвязью это можно сделать в считанные секунды одновременно всем. Это значительно упрощает общение либо передачу срочных сообщений как одному так и нескольким автомобилям.

Отдельно хочется сказать про аппараты, которые продаются в салонах мобильной связи. Их качество оставляет желать лучшего. Для серьезной и качественной радиосвязи они, однозначно, не подходят. Такая техника, даже, не способна выдавать те характеристики, которые производитель на ней указывает. В большинстве случаев это миливатты мощности, небольшие антенны, схожие с брелком от сигнализации и очень слабые аккумуляторы.

Моя портативная китайская радиостанция Baofeng UV-5R, при стоимости в 40 баксов может выдать 4-5 Вт мощности. При этом, с ней возможно использование любых других антенн. Даже, полноразмерную автомобильную, которая устанавливается на крыше. С помощью нее можно иметь связь на расстоянии в несколько километров или десятков километров. Все будет зависеть от местности.

Комментарии (1)
Наталия # 27 сентября 2015 в 16:27 0
Очень интересный рассказ!!! Спасибо, что подробно описали, что и как делать!! Попытаюсь использовать её в практике))