Нюансы аренды машины в Европе: особенности, навигация, страховка и штрафы

31 марта 2015
Нюансы аренды машины в Европе: особенности, навигация, страховка и штрафы

Имея большой опыт автомобильных путешествий по странам Европы (Греция, Италия, Болгария, Швейцария, Франция, Германия), я решил написать эту статью. Передвигался я на арендованных автомобилях, поэтому, хорошо изучил все особенности аренды авто в европейских странах. Удивило, что международные агентства по прокату машин в каждой из стран устанавливают свои правила. Расскажу по порядку о самой процедуре аренды, особенностях вождения, качестве дорог, навигации, страховках и штрафах.


Где арендовать авто

Начну с самого важного: найти самый большой ассортимент авто и лучшие цены можно только посредством онлайн - бронирования. Прокатные агентства заинтересованы в минимальном количестве часов простоя каждого из своих авто. Часто, цена на услугу снижается вплоть до себестоимости. В аэропортах вообще невозможно арендовать машину, так как все имеющиеся там в наличии модели уже кем-то предварительно забронированы. Не догадываясь зайти на интернет-табло компании-прокатчика, многие, на городском транспорте едут в город и ищут там ее офис.

Какой - то конкретно сервис по прокату я вам рекомендовать не буду. Их очень много, и различий между ними практически нет. Все они собирают предложения от компаний по прокату, действующих в регионе. Цены могут различаться. Отмечу бюджетный National ( его аналогог Maggiore - в Италии), Enterprise, Budget. Сервис Hertz показался мне самым дорогим ( цена за сутки аренды завышена почти вдвое). Промежуточный вариант -Avis. Как правило, на бюджетных сервисах выбор свободных машин уже ограничен. А на Hertz нужная вам модель найдется наверняка.


Срок аренды

Разница в цене за сутки аренды очень сильно зависит от общей длительности аренды. Не спешите брать машину строго на необходимые дни. Если собираетесь путешествовать дня 3-4, бронирование машины на неделю может обойтись дешевле, чем на 3 дня. Это правило срабатывает очень часто.


Нюансы оплаты

Размер предварительного платежа на этих сервисах колеблется в пределах 10-15%. Остаток стоимости погашается в момент взятия машины. Если ваши планы изменились, постарайтесь уведомить прокатчика за 48-72 часа, тогда вам вернут предоплату на карту.


Где удобнее брать машину

На мой взгляд, удобнее всего взять авто в аэропорту и вернуть тоже туда. Заказ такси до городской черты в любом из европейских городов, обойдется вам не дешевле 30 евро, а то и все 100 евро ( проверено личным опытом и опытом друзей для городов Цюрих, Женева, Милан, Неаполь, Рим, Берлин и других). Автобус или поезд могут предпочесть те, кто путешествует в одиночку. Стоимость проезда 3 и более человек в общественном транспорте практически равна стоимости заказа такси - одного на всех. Не брать машину в аэропорту советую только тем, кто выпил спиртное в полете.


Режим работы офисов компаний - прокатчиков

Большинство потенциальных клиентов уверены в круглосуточной работе прокатных компаний, без выходных и праздничных дней. Это правило еще может действовать в курортных зонах, но не в европейских городах. Прилетая поздним или ночным рейсом, потрудитесь дозвониться непосредственно в офис и убедиться в возможности получить машину в нужное время. Сделать это бывает непросто, так как многие сервисы дают контакты прокатчика только после получения предоплаты. Поэтому, тем, кто не стеснен в средствах, лучше сразу предпочесть компанию, работающую круглосуточно. Это добавит к стоимости проката еще от 25 до 50 евро, но нейтрализует риск остаться посреди ночи без машины. Сдавать машину намного легче, даже ночью. Если офис уже закрыт, рядом всегда можно найти ящик, в который необходимо бросить документы и ключи от машины, причем, совершенно бесплатно.


Депозит и страховка

Чаще всего, сумма депозита на вашей карте ограничивается размером франшизы по страховке. Обычная стоимость за машину класса эконом или мини - 1000 евро. Чем выше класс авто - тем дороже стоимость. Полная страховка , без франшизы, грозит блокировкой на карте сумы в 100 евро ( на случай возврата машины с количеством бензина менее минимально допустимого). Насчет полноты бензобака скажу, что правила меняются, как времена года. Когда-то все было гораздо проще: получил машину и полный бак - верни тоже с полным баком. Совершив в течение последнего года три поездки в Европу, мне так и не удалось получить авто с полным баком. При возврате требуется та же степень наполнения бака, что и при получении.

 

Учтите, что, в полном баке 8/8 бензина, а сколько в вашем - придется определить на глаз, причем, важно не ошибиться. Недостающее количество сотрудники автопроката дольют самостоятельно, по цене около двух с половиной доллара, что значительно превышает стоимость бензина с заправки. Если вы нарушите срок возврата машины, будете должны сумму от 1/4 до полной стоимости целых суток ее аренды ( размер зависит от аппетита прокатчика). Все эти долги вычтут из вашего депозита.

Целесообразность взятия полной страховки каждый определяет лично. Я считаю это выгодным, так как сума на депозите остается свободной. Обычная цена для страховки начинается с 10 евро за сутки. Но не стоит терять бдительность. Был случай, когда с меня удержали депозит в размере 1000 евро и при оплаченной полной страховке. Так отличился французский Enterprise. Надеюсь, что ошиблись они не нарочно, так как немецкий Enterprise заблокировал лишь 100 евро.

Еще один очень важный момент: планируя выезжать на арендованном авто в другую страну и обратно, желательно заранее проинформировать об этом компанию-прокатчика и оплатить расширение страховки. В своем обычном виде она действует только в одном регионе. Дополнительная стоимость такой аренды составит от 5 до 10 евро в день. Приняв решение умолчать о пересечении границы, вы должны быть готовы к устранению внезапно возникших неисправностей машины за свой счет.

Не поддавайтесь на уговоры сервисной компании по приобретению страховки. Обычно они заверяют, что она полная. Но, я несколько раз попадал в ситуации, когда сама фирма-прокатчик таковой ее не считает или не признает вообще. В лучшем случае, она способна покрыть расходы, возникшие при страховом случае. Но размер депозита она не изменит и 1000 евро вам все равно заблокируют.


Документы

Иметь и международное водительское удостоверение, и российское - обязательно. Последнее время с этим стало строже. Лет пять назад, бежево - розовая карточка российских прав действовала безотказно. Теперь везде, где я арендовал авто, требовали и международные права.


Получение машины

Каждая страна и каждая компания считает нужным внести в этот процесс какие-то особые детали. Есть общие тенденции.

Самые педантичные компании - немецкие. Выдача машины доверяется только менеджеру. Все, даже малейшие повреждения, описаны в квитанции по видам и размерам: где царапина, где скол. Указаны конкретные места повреждений, а не просто отмечен какой-то участок машины. Менеджер тщательно опишет все недостатки, сверит пробег, проверит полноту бака. Свое согласие с его выводами вы выразите подписью в квитанции. Немцы очень любят и берегут свои машины.

Самые небрежные - французы и итальянцы. Легкомысленное отношение к своему автопарку они выражают отсутствием конкретики повреждений. Мелкие сколы и царапины могут не указать вообще, крупные вмятины в квитанции выглядят просто заштрихованным местом. Их менеджеры не утруждают себя подгоном машины к вашим ногам. Получив на стойке ключи и номер парковочного места, вы самостоятельно отправитесь искать свое авто.

Греки и болгары - промежуточный вариант. Отношение к автопарку и клиентам каждый менеджер выражает индивидуально, в зависимости от добросовестности и своего настроения.


Как вернуть машину

Место возврата то же, что и место получения, если это не оговорено дополнительно. Возврат бесплатен, если вы возвращаете по договоренности, в другое место того же города. Если вы выехали за его пределы и желаете оставить машину там, ваш депозит уменьшится на сумму до 50 евро. Проверил лично на маршруте Милан-Рим ( 40 евро). Друзья на арендованном в Генуе авто выехали в Ниццу и сдали его там аж за 200 евро. Поэтому, в другой стране авто лучше не возвращайте - очень дорого обходится это удовольствие.

Тщательно проверяют возвращенное авто только немцы ( повреждения, пробег, бак). В других странах на это воля случая. Но, наверняка, взятую со стоянки самостоятельно машину посоветуют так же и вернуть обратно, припарковав на свободное место и отдав ключи на стойку. Если выдавал менеджер - он будет ждать ее обратно и, хоть бегло, но осмотрит. Мыть машину не обязательно. По нашим понятиям, она там и не пачкается. Поездив пару дней по нашим дорогам даже при хорошей погоде, вымытая накануне машина будет намного грязнее, чем ездившая неделю по Европе.


С чего начать

Загрузив багажник и разобравшись с управлением, обязательно зафиксируйте в навигаторе точку нахождения машины, чтобы не заблудиться при ее возврате. Панель управления автомобиля, собранного для Европы, может существенно отличаться от панели аналогичной модели, собранной для стран СНГ. Арендовав авто класса люкс будьте готовы к наличию массы незнакомых наворотов. В целом, даже модели класса эконом, произведенные в Европе, имеют отличную комплектацию: система старт - стоп, климат-контроль, круиз, робот. Японские модели укомплектованы минимально или чуть более того.

Относительно наличия наворотов, следует подумать и предварительно проконсультироваться у менеджеров. Я не люблю систему старт - стоп при поездках в городской черте. У каждого светофора машина глохнет, причем, удержать ее на месте может только педаль тормоза. На трассе - нет проблем. Наличие системы робот меня тоже напрягает. Необходима настройка света, дворников. У меня машина катилась в положении паркинга. Учтите разницу между английскими и японскими приборами: дворник в отображении зеркала, свет на торпеде и др.


Европейские дороги

Аналогично России, синие трассы и зеленые магистрали. Ограничения скорости подобны: 50 -для города, 80 или 90 - для трассы, 110 до 130 - для магистрали. Германия на магистралях скорость не ограничивает. Дороги напичканы камерами и радарами. В глухой местности без линии электропередач я видел камеры на солнечных батарейках. Перед ними всегда предупреждающие знаки.

Проезд по зеленым магистралям может оказаться платным. Имея в кармане мелочь, проще рассчитаться наличными. Карта может оказаться бесполезной, если вы не сможете разобраться с банкоматом, общающемся с вами на незнакомом языке. Платные зеленые трассы всегда прямые и ровные. Сэкономив бензин и время, вы не пожалеете о потраченной мелочи.

Не разгоняйтесь перед перекрестками - они везде круговые. В городах дороги часто разбиты. Идеальны только скоростные магистрали. Самые дешевые зеленые дороги - швейцарские. За 40 франков на заправке продают стикер под стекло. С ним можно ездить 14 месяцев.

 


Заправки

Есть круглосуточные, есть только дневные. Есть заправки самообслуживания: вставляй карту и заправляйся сам. На одной из таких, в Швейцарии, с меня списали 160 вместо 60 евро. Через пару дней платеж неожиданно откорректировали. Будьте внимательны в Италии: там часто возможна заправка только на конкретную сумму ( 10, 20,30 евро). Залив меньше, сдачу можно получить только по чеку в соседнем магазине ( если у него - рабочее время). Такие автоматы часто съедают деньги при нарушении порядка чередования: сначала вставляется пистолет в бак, деньги потом. Если наоборот - иди обналичивать чек в магазин и пробуй снова.

Зоны обслуживания на трассах включают, кроме заправок, кафе, магазин, туалет, мини-автосервис и работают круглосуточно. В туалете могут взять деньги, часть которых возвратят по билету в кафе или магазине.


Особенности вождения

Самые спокойные водители в Швейцарии и Германии. Они гоняют только на автобанах. Французы невнимательны, не редкость - контактная парковка, много помятых и битых машин. В Греции и Болгарии много старых авто, правила соблюдают плохо, но беспредела нет. Особый случай - итальянцы. У них возможен и полный беспредел.

Ближний свет включаю всегда, пристегиваюсь, поэтому, не знаю как у них с этими нюансами.


Навигация

Беру с собой всегда свой ( в аренду - дорого и неудобно). На нем установлен свежий навител и igo primo. В Германии карты только айгоу. Эти системы работают довольно хорошо. Можно подлить точки с радарами. Обозначаю и отели, дома, сверяя по гугл-мэп.

Задавайте в настройки не короткий, а быстрый маршрут. Короткий поведет вас по мостам, переправам и проселочным дорогам. Однажды я обжегся, выбрав короткий путь, на 100 км короче, чем по магистрали. На нем оказался тоннель, проехать через который можно лишь в поезде, за 30 франков. Поезд ждал 30 минут.
Это выглядит так:


Нарушения и штрафы

Если не нарываться, штрафов не будет. Серьезно относитесь к парковке. Штраф за брошенную на дороге машину вам выпишет не дорожная полиция, а городская, всегда оказывающаяся поблизости.

Отношение к превышению скорости разное. В Италии можете смело добавить еще 20 км/ч., в Болгарии - даже 50. Имейте в виду, есть зоны, где движение ограничено (только для местных жителей), бывает запрещен въезд в старую часть города. Камеры фиксируют всех, пересекающих границу зон, и вы можете получить штраф.

Если интересует еще что-то - спрашивайте. Хочу делиться опытом проезда по Европе: не менее пары тысяч километров в год на арендованных авто по европейским дорогам дают мне право на это.

Комментарии (3)
Петя # 16 апреля 2015 в 19:29 0
Банальности. С кучей неточностей и безапелляционных утверждений. А "пара тысяч км в ГОД по европейским дорогам" -это "ни о чём" вообще).
Dere # 6 августа 2015 в 10:36 0
Ну я много чего уже читал по этой теме... есть новые моменты.
Damirin # 27 апреля 2016 в 18:24 0
Интересует вопрос депозита при аренде авто, если мы берем полную страховку, то депозит не должен превышать стоимость бака бензина?